tsylechka (tsylechka) wrote,
tsylechka
tsylechka

Categories:

Возрождение "Кохинора и Рейсшинки" (рассказ вебмастера)

http://www.koxinor.net

Для меня эта история началась в 1997 году, когда дома в Балтиморе, наудачу переключая телеканалы в поисках чего-нибудь интересного, я вдруг услышала русскую речь. Русского телевидения у меня не было, поэтому, еще не разобрав, что происходит на экране, я включила видеомагнитофон и стала смотреть и слушать.

На американском канале “Ovation” выступал хор людей среднего возраста. Многоголосие было на удивление чистым. Еще более удивительными были новые слова хорошо знакомых старых песен.

Будет людям счастье,
Счастье на века!
У советской власти
Длинная рука!


И еще:

Синенький скромный платочек
Тысяча двести рублей...
Долго копила, но не купила -
Очередь, как в Мавзолей.


Так я впервые встретилась с «Кохинором и Рейсшинкой» - сатирическим хоровым ансамблем московских архитекторов при Центральном доме архитектора, его дирижером Игорем Александровичем Покровским, музыкальным руководителем Александром Владимировичем Хейфецем, солистами Волей Иосифовичем Косаржевским и Риммой Петровной Алдониной. Мужской ансамбль «Кохинор» и женский «Рейсшинка» были созданы в 1953 году выпускниками Московского архитектурного института, распределенными в «Моспроект».

Я была потрясена – они существовали всю мою сознательную жизнь, и я о них никогда не слышала! Не слышал о них и никто из бывших киевлян, одесситов и минчан, которым я показывала видеозапись. А показывала я ее всем, кто только соглашался смотреть. Я сделала с десяток копий - изображение оставляло желать лучшего, но звук был хорошим, все разбирали слова и смеялись.

Особенно смеялись, когда человек, удивительно похожий на Карла Маркса, пел на мотив «Сурка»:

По разным странам я блуждал
С идеей мировою.
И написал я «Капитал»,
И мой дружок со мною.
И там, и сям, и там, и сям
Мы с Фридрихом слонялись,
И пролетарии всех стран
Везде соединялись.

Наш «Капитал» не так понЯл
Один марксист российский
И много лет всех заставлял
Доить козла за сиськи.
С козла – какое молоко?
Теперь я это вижу,
До коммунизма далеко,
А до маразма ближе.

Зато глядят из разных рам
Мои с дружком портреты.
Вы, пролетарии всех стран,
Простите нас за это!


Одну из видеолент я послала в Массачусеттс моим старинным друзьям по Харькову Ире и Жене - горячим поклонниками авторской песни вообще и творчества Тимура Шаова, в частности.

Прошло 12 лет, и в один прекрасный день Женя сообщил мне, что на интернетном форуме поклонников Тимура Шаова упомянуто было имя Кохинора и Рейсшинки. Отец одной из участниц форума пел в «Кохиноре» - и вот отца не стало, и не осталось после него никаких записей. И она спросила - Может, у кого-то они сохранились?

К счастью, у Жени сохранилась та самая видеолента. Он ее тут же отцифровал и поставил на сеть. Качество изображения никуда не годилось, но звук был вполне. Любители Шаова по достоинству оценили тексты и музыкальное исполнение хора, о котором большинство из них ранее понятия не имели. Но были немногие, кто о них все-таки слышал, и посыпались воспоминания - тексты песен, легенды, истории...

Тогда я забросила в Гугл невод со словами «Кохинор и Рейсшинка». Увы, невод вернулся практически пустым - на сети были лишь ностальгические воспоминания о том, как хороши они были, но никаких текстов, а тем более видео- и аудиозаписей не было. Хуже того, Гугл принес печальную весть о том, что многих участников записанного мной концерта уже нет в живых, в том числе - Покровского, Хейфеца и Косаржевского. Ничего удивительного – большинству их них уже должно быть за восемьдесят...

Но не может быть, чтобы никого не осталось - и, раз поиск по словам «Кохинор и Рейсшинка» ничего не дал, я набрала в Гугле имя Риммы Петровны Алдониной. На этот раз невод принес мне страницу Живого Журнала с замечательными детскими стихами - мастерски написанными, добрыми и ироничными. Они вполне могли быть написаны автором сатирических текстов, поразившиx меня двенадцать лет назад.

Графиня Аделина
Испугана слегка;
Графиня проглотила
Случайно мотылька!
Крылатое созданье
Порхало здесь и вот –
Сиятельной графине
Влетело прямо в рот!

На крик сбежались слуги;
Садовник, повара,
Потом со всей округи
Слетелись доктора...
Они графиню сразу
Отправили в кровать,
В кровати, как известно,
Удобней умирать.

Один сказал: - Касторку!
Другой сказал: - Укол!
А третий доктор молча
К кровати подошел.
Графиня прошептала:
- Скажите, как мне быть?
И доктор с мрачным видом
Изрек: - Переварить!

И долго этот случай
Припоминал народ.
Насколько все же лучше
Держать закрытым рот!


Я тут же написала письмо автору стихов и спросила, не она ли та самая Римма Петровна Алдонина, что была автором и солисткой «Рейсшинки». Ответ пришел сразу: «Да, я, а что именно Вы хотели бы знать?» Тут-то я и предложила создать вебсайт, посвященный «Кохинору и Рейсшинке».

Римме Петровне идея понравилась. Оказалось, что она не только сохранила замечательную память, но и умеет отлично пользоваться компьютером. Она просканировала и перепечатала сотни текстов, фотографий и статей. По ее просьбе, прислали статьи и фотографии М. Кочин, В. Кувырдин, Ю. Соколов и О. Лебедева, а Е. А. Ольшанский, многолетний директор ЦДА, даже передал мне в Штаты видеозаписи выступлений ансамбля.

Феликс Аронович Новиков, известный архитектор и один из основателей «Кохинора», прислал десятки текстов и фотографий, а также свои воспоминания, опубликованные несколько лет назад в журнале «Слово/Word». Он же отредактировал старые материалы и составил замечательный документ, в котором перечислены народные и заслуженные архитекторы, лауреаты государственных премий, академики и профессора, в разное время участвовавшие в «Кохиноре» и «Рейсшинке».

Я постепенно стала представлять себе масштаб затеянного мною предприятия, но не испугалась, а обрадовалась – мне казалось, что я перебираю несметные драгоценности в бесконечных сундуках - одна песня лучше другой, чем больше – тем лучше. У меня появилось странное ощущение путешествия во времени: по одежде исполнителей никак нельзя было определить год – костюмы «Рейсшинки» никогда не выглядели старомодными - и на экране моего компьютера исполнители молодели, старели, и снова молодели прямо на глазах.

Р. П. Алдонина писала: «После работы, совершенно измотанные, мы приходили в Дом архитектора, начинали репетировать или готовиться к выходу на сцену - и открывалось второе дыхание. Тексты писали коллективно. Это было самое интересное».

Как им это удалось и как им это далось? Как сумели они из ежедневной безнадежной борьбы с Главмосстроем, ГлавАПУ и прочей бюрократической бездарью создать это чудо дружбы, честности, поэзии и музыки? Как смогли они просуществовать все это время без платных концертмейстеров и дирижеров?

Утро туманное, время московское...
Справа и слева застройка неброская.
Нам ни к чему выкрутасы игривыя –
Если дешевое, значит – красивое.

Здесь вся теория, много вещавшая,
От Главмосстроя предельно далекая,
И потому так удачно попавшая,
Пальцем попавшая в небо широкое.

Здесь все ходячие, речи горячие:
«Архитектура – застывшая музыка!»
Вот и застыли здесь наши удачи –
Чижики-пыжики, вальсы собачьи.

Песню о главных архитекторах Москвы они исполняли и дополняли новыми именами на протяжении 30 лет! Вся история послевоенной советской архитектуры – от Чечулина до Кузьмина - уместилась в этой нехитрой песне:
...
Потом Посохин встал на этот пьедестал,
И очень долго это место занимал,
Его Никита уважал,
Ему Косыгин руку жал,
И Церетели матерьяльно поддержал.

Ну, а потом его немножечко того,
Тогда всю правду мы узнали про него,
Что, несмотря на Божий дар,
Он всю Москву раздул, как шар,
Что он в Кремле напортил больше, чем пожар.
...

Стало понятно, почему за пределами Москвы о них никогда не слышали и не могли слышать. Мы-то всю свою информацию получали по телевидению, а их туда категорически не пускали, если не считать двух выступлений во время хрущевской оттепели. Более 1500 концертов за 50 лет - и сегодня о них не помнить?

Моим друзьям – харьковским архитекторам тоже жилось несладко – всю жизнь им проходилось делать «привязки» типовых проектов. Но, по крайней мере, никто не покушался на те немногие памятники архитектуры, которые были в Харькове. У московских архитекторов проблемы были куда острее. У них на глазах их любимый город уродовали и уничтожали карьеристы и временщики.

Был Арбат, как Арбат,
Милое название,
Был он сердцем Москвы,
Много лет подряд,
Вдруг стеной пред тобой,
Взгромоздились здания,
Показали тебе свой второй фасад.

Кто-то твердой рукой,
Эти башни всовывал
Между старых торцов,
Словно на парад,
Кто тебя рисовал,
Тот и согласовывал,
Для него никаких
Не было преград.


И хотя «кохиноровцы» со сцены никогда не скрывали своего отнощения к происходящему, они все равно ощущали свою вину и честно признавались в собственной трусости и беспомощности:

На сцену мы выходим строем,
Чтоб всех и вся критиковать,
А между тем, такое строим,
За что нам руки мало оторвать.


и

Под солнцем Госстроя
Создали такое,
Что завтра придется снести.
Строители строят,
А наш бронепоезд
Стоит на запасном пути.


и

Еще припомнят
Нам, старым дурням,
За наш такой огромный вклад архитектурный.
За наш огромный вклад
Нам уготован ад,
Но архитекторы, как прежде, говорят:

«Пускай Горбачеву шьют дело
За то, что устроил Содом!»
Белеет наш парус такой белый-белый
В тумане совсем голубом.


...Постепенно вебсайт начал принимать очертания. Графическое рещение определил рисунок замечательного художника Саввы Григорьевича Бродского, сделанный много лет назад специально для «Кохинора и Рейсшинки». Видеоклипы давали отличное представление о том, как выглядели их концерты.

Тексты песен и тараторий мы с Риммой Петровной сгруппировали в хронологическом порядке, украсив каждое десятилетие характерными для него реалиями. Над этим разделом я работала с особым удовольствием. Где не сохранились видеозаписи песен, я включала гиперлинки на исходные мелодии на Ю-тюбе. Для иллюстрации событий прошлого я помещала линки на Википедию и другие источники на интернете.

Сайт получился динамичным и интерактивным. Мы приурочили его открытие к 56-й годовщине создания «Кохинора» - 1 ноября 2009 года. Специально для нас Александр Ширвиндт, художественный руководитель московского театра Сатиры и давнишний поклонник ансамблей, написал замечательную статью, которая заканчивалась словами:

«Шли годы, распадались веселые капустнические команды, старели и умирали солисты и организаторы. Стало не страшно говорить и петь, что придет в голову, и сразу стало скучно, и пошло. И только «Кохинор и Рейсшинка» гордо несли свое знамя и карандаши. Седые, увенчанные званиями и завешанные орденами академики и руководители мастерских, выходили под свой традиционный марш и грозно бичевали бездарность и серость, очевидно адресуясь уже и сами себе. Пятьдесят лет сохранять голос, задор, дружбу и точку зрения – это подвиг.»

За первый месяц вебсайт «Архитектура и жизнь в лучшей половине ХХ века глазами сатирических ансамблей «Кохинор и Рейсшинка» Центрального Дома Архитектора, Москва (1953-2003)» посетило около 5 тысяч человек, и мы получили первые отзывы.

Сегодня заброшенный в Гугл невод со словами «Кохинор и Рейсшинка» вернется с богатым уловом в виде стихов, видео, фотографий и посвященной им статьей в Википедии.
Subscribe

  • «Школа выживания»

    Мультимедийная презентация книги Боба Мая «Школа выживания» в балтиморском ресторане «БРАВО»

  • Маечка

    Неделю назад умерла Маечка - моя мама. Ей было 89 лет, и на её похоронах было более 80 человек - и наших, и американцев. Ритуал вёл Рав…

  • Уфф, пронесло!

    538 Спасибо тебе, Нэйт Сильвер, Бог колледжа электорального, За ясную логику графиков И поддержку твою моральную. 7 ноября 2012 г. Update:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • «Школа выживания»

    Мультимедийная презентация книги Боба Мая «Школа выживания» в балтиморском ресторане «БРАВО»

  • Маечка

    Неделю назад умерла Маечка - моя мама. Ей было 89 лет, и на её похоронах было более 80 человек - и наших, и американцев. Ритуал вёл Рав…

  • Уфф, пронесло!

    538 Спасибо тебе, Нэйт Сильвер, Бог колледжа электорального, За ясную логику графиков И поддержку твою моральную. 7 ноября 2012 г. Update:…